Home Подписка
№ 6 (66) 2002
  • С верой, надеждой и любовью в третье тысячелетие
  • Украшение вместо пепла
  • Встреча на высшем уровне
  • Рожденные свыше
  • Евангелие для цыган
  • Шесть вопросов и ответов скептика
  • Письма в редакцию
  • Служение для умных
  • Хорошие новости
  • Благодарность
  • Восток - дело темное
  • Единственный шанс
  • Высшая цель
    Назад Распечатать Послать ссылку другу Вперед


    Rambler's Top100
    Рейтинг@Mail.ru
  • Событие
    С верой, надеждой и любовью
    в третье тысячелетие


    С 15 по 26 мая ГАО «Всероссийский Выставочный Центр», Ассамблея народов России, Благотворительный фонд «Обретения культурных ценностей» провели II Межконфессиональную выставку «С верой, надеждой, любовью в третье тысячелетие».
             Выставка явилась продолжением мероприятий, проводимых в соответствии с Указом Президента России «О подготовке к встрече третьего тысячелетия и празднования 2000-летия христианства».
             Опыт Первой Межконфессиональной выставки «С верой, надеждой, любовью в третье тысячелетие» показал, что она вызывает большой общественный интерес и, несомненно, служит делу укрепления гражданского согласия, толерантности, предупреждению конфликтных ситуаций, имеющих этноконфессиональную окраску.
             Цель выставки – способствовать утверждению современной модели государственно-церковных отношений в России, базирующейся на доверии, свободе вероисповеданий, общей заботе государства и религиозных объединений об укреплении мира, сотрудничества и дружбы между народами.



             В рамках выставки 16 мая 2002 года состоялся Круглый стол на тему «Роль религиозных объединений в миротворческой деятельности, укрепления межрелигиозного согласия и дружбы народов». В нем участвовали все представленные на выставке религиозные организации, общественные организации и научные учреждения Москвы и регионов России.
             Участники круглого стола обратились к религиозным и общественным деятелям с призывом активизировать усилия, направленные на внедрение в повседневные межличностные и межгрупповые отношения норм терпимого поведения, составляющих базовую основу гражданского согласия в демократическом государстве.



             На снимках - участники Круглого стола:
    (вверху) Юрий Кириллович Сипко, Председатель Российского Союза Евангельских Христиан-баптистов,
    Павел Николаевич Окара, Председатель Союза ХВЕП в России,
    Зиновий Коган, раввин;
    (внизу):
    Александр Залужный, секретарь Экспертного Совета для проведения религиоведческой экспертизы при Минюсте России, кандидат философских наук;
    Всеволод (Чаплин), заместитель Председателя Совета внешних церковных связей Московского патриархата, протоиререй;
    Раввин Зиновий Коган, председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений;
    Шейх Фарид Асадуллин, заведующий отделом науки Духовного управления мусульман Европейской части России;
    Александр Колмаков, заместитель Председателя исполнительного Комитета Совета Ассамблеи народов России;
    Михаил Мчедлов, Директор Центра «религия и современное общество» ИКСИ РАН, доктор философских наук, профессор.


             Михаил Одинцов, начальник отдела по религиозным и национальным вопросам аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ, доктор исторических наук, профессор

             Как вы оцениваете ситуацию в России с веротерпимостью?
             Я представляю новый для России правозащитный государственный институт - институт Уполномоченного по правам человека и возглавляю отдел по религиозным и национальным вопросам. Судить о ситуации по России в целом мы можем на основании тех материалов, которые к нам поступают. Это письма, жалобы, обращения, заявления граждан и религиозных организаций. Я сказал бы так: на уровне государства созданы правовые предпосылки для реализации интересов, прав и свобод как верующего населения, так и неверующего. Эти предпосылки сформулированы, но их непосредственная реализация тем сложнее, чем дальше от Москвы. Мы можем так говорить, потому что к нам поступает большое количество обращений, где люди сообщают о нарушении их личных прав и прав религиозных организаций, в которых они состоят. Причем пишут нам представители практически всех основных религиозных организаций: и православные, и мусульмане, и буддисты, и баптисты, и адвентисты, и кришнаиты, т.е. спектр очень широкий. А значит, мы делаем вывод, что очевидна глубина проблемы несоблюдения прав со стороны органов власти и органов самоуправления.
             Было много небеспочвенной тревоги по проекту депутата Государственной Думы Чуева о разделении религий в России на «традиционные» и «нетрадиционные». Как Вы относитесь к этому законопроекту?
             Если в Думе что-то рождается - это ее право. Мы можем говорить вот о чем. За два месяца работы к нам поступило около трехсот обращений граждан по поводу этого законопроекта. Причем, пишут и из Москвы, и с Дальнего Востока. Девяносто процентов писем прислали представители протестантских объединений. Основная мысль, которая там содержится, - не допустить принятия законодательных актов, которые противоречат конституционным принципам равенства религиозных объединений и отдельных граждан, отделения религиозных объединений от государства, светскости государства, т.е., тех принципов, которые делают нас демократическим, светским и правовым государством. Читая эту корреспонденцию, мы понимаем, что существует значительная часть прежде всего верующего населения, которые сомневаются в целесообразности принятия такого закона. Но дело все в том, что это личная инициатива господина Чуева, то, что он считает нужным, полезным, так он это видит. Поэтому это еще не есть мнение всей Государственной Думы.
             В своем докладе вы говорили, что у вас есть рычаги воздействия на нарушителей российского законодательства.
             Миллион рычагов. Это те направления внутренней жизни о которых мы можем говорить: политика в области образования, культуры, обороны, экономики, социальной сферы. Делая положительные шаги, принимая решения и добиваясь их реализации в этих сферах, мы формируем межэтнический и межконфессиональный мир. У государства есть рычаги воздействия на тех, кто нарушает закон. Вся правовая сфера направлена на то, чтобы не допустить нарушения, а если оно уже есть, то остановить, исправить, наказать. Это тоже огромный рычаг: МВД, прокуратура, комиссия по правам человека, наш институт. Есть, наконец, государственная печать, СМИ. Если хотя бы раз в неделю на государственном канале звучали мысли о единстве, свободе совести, то разве бы это было плохо? Это сразу бы изменило представления людей. К сожалению, часто смотришь телепрограмму типа «Русский дом» и задумываешься: насколько она несет единство. Я тоже русский и по рождению, и по культуре, и по образованию, люблю свой народ, не собираюсь Россию ни на что менять. Я понимаю: исторически сложилось, что Россия - это не только дом для русских, и нельзя отождествлять национальную принадлежность и принадлежность к религии. Как же мы будем делить людей на таком основании: русский – значит, ходи только в одну церковь? Так нельзя. Люди свободны. Мы же сами сломали старые конституционные принципы, утвердили новую Конституцию. У нас лучшая Конституция в области свобод и прав. Дело только за малым - выполнять. Я думаю, что если бы мы действительно реализовывали Конституцию, то было бы значительно меньше проблем.
             Она предоставила нам право защищать наши нарушенные права и свободы всеми доступными законными способами. Есть право обращения в международные правозащитные организации. Надо идти этим путем. Надо приучить власть к тому, что человек не смиряется с тем, что он считает неправым, борется. Надо создавать прецеденты, когда государство понимает, что прежде чем что-то свершить, нужно соотнести свои деяния с Конституцией.


             Юрий Носков, старший преподаватель кафедры философии и религиоведения Военного университета МО РФ, действительный член Академии военных наук, профессор, капитан 1 ранга запаса
             Юрий Геннадиевич, как Вы относитесь к идее освещения священниками только одной конфессии знамен воинских частей и кораблей, в то время как в этих частях служат верующие разных конфессий. Не оскорбляет ли это, на ваш взгляд, религиозные чувства этих военнослужащих?
             Я думаю, что действительно не может не оскорблять чувств верующих, если какая-то одна конфессия освещает знамя той или иной воинской части. Я знаю, что, например, помощник митрополита Русской православной старообрядческой церкви на заседании Комиссии при Правительстве Российской Федерации по делам религиозных объединений официально заявлял свой протест по этому поводу.
             Считаете ли Вы необходимым делить религиозные организации России на «традиционные» и «нетрадиционные»?
             Каждая конфессия сейчас пытается решить вопрос: отнесут ли ее к “традиционным религиям”. Но разделение религий на “традиционные” и “нетрадиционные” фактически есть разделение на привилегированные и непривилегированные. Более того, когда мы объявляем какую-то религию “традиционной”, то государству придется выстраивать с ней «традиционные» отношения. Но такие отношения, которые были в царской России с Русской православной церковью, сегодня невозможны. Если это предполагается, то это вызов не только законодательству, но и политической системе, существующей сегодня у нас в стране.
             Что Вы думаете о поиске национальной идеи?
             Мы ее искали несколько лет, но поиск уже как-то затих. Я думаю, что это связано, во-первых, с расколом нашего общества на богатых и бедных. В этом случае найти какую-то общую идею достаточно трудно. Но я думаю, что ее поиск возможен и даже рискну предложить. Мне кажется, что сегодня и богатые, и бедные, коммунисты и правые могли бы объединиться под лозунгом “За честь и достоинство Родины”.
             Пора почувствовать, что сегодняшнее положение России на экономическом, политическом, военном, научном и образовательном уровне находится гораздо ниже, чем уровень других государств. Борьба за то, чтобы наша страна стала занимать в этих областях те же позиции, что и раньше, может объединить усилия всех. Это светский лозунг, но под него можно подвести и религиозную основу.


    Назад Распечатать На начало страницы Послать ссылку другу Вперед