Home Подписка
№ 8 (81) 2003
  • Сказ про то, как
         царь Петр всю
         страну на траву
         посадил
  • Почем адрена-
         линчик?
  • Естественный
         патриотизм
  • Секрет настоя-
         щего счастья
  • Расширенное
         правление
         РОСХВЕ
  • Что новенького?
  • Только для
         деловых людей
  • Протестантская
         этика и развитие
         современной
         России
  • У меня были все
         болезни, кроме
         женских

    Назад Распечатать Послать ссылку другу Вперед


    Rambler's Top100
    Рейтинг@Mail.ru
  • Гражданская позиция
    Сказ про то, как
    царь Петр всю страну
    на траву посадил

    - Пошто вонищща?
    - Царь Петр Алексеевич приказали!
    - А, ну тогда пущай…
    (Цитата из фильма).

    Проиграв несколько скандальных судебных процессов в США, производители табака обратили свой взор на страны с более хлипкой законодательной базой в этом вопросе. Китай, Россия, страны третьего мира подверглись просто массированной атаке табакопроизводителей. Сотрудник миграционной службы Линетт Эскобар, работающая с русскоязычным населением в Калифорнии, отмечает очень низкое состояние здоровья у людей, прибывающих из России, и связывает это только с курением.

    В среднем пачка сигарет стоит 12 рублей. Среднему курильщику необходима одна пачка в день. То есть оборот табачной индустрии в день в одном областном городе составляет 1 200 000 рублей. В день. Округлим эту сумму до миллиона. Миллион рублей в день – неплохие деньги. Это серьезный бизнес.

    В тюменской области реклама алкоголя, табака поставлена в такие условия, что ее размещение на щите будет стоить дороже, чем в Москве на Садовом кольце.


    Борис Никитинский

             Самое яркое впечатление о Петре Первом осталось у меня из детства. Черно-белое кино, в котором царь с абсолютно безумным взглядом кричал: «Бороды рубить, табак курить, всем танцевать!» Петр хотел, чтобы Россия, страна достаточно дикая и в те времена, стала походить на Европу. И со свойственным всем русским простодушием старался в первую очередь достичь внешнего сходства. Таких слов, как «менталитет» и таких понятий, как «плюрализм», царь, при всем своем западничестве, еще не знал, да и не существовало еще таких слов и понятий. Все было проще. «Царь Петр Алексеевич приказали!» - этого было достаточно, чтобы многое из внедряемого царем-реформатором прижилось и осталось. Шведу мы больше не грозим, с немцами опять дружим, бороды бреем, кофе пьем много, а курим еще больше.
             Как-то, вроде незаметно и потихоньку, но на самом деле очень быстро, наше общество стало относиться очень лояльно к курению табака везде и повсюду. Даже в самолетах «Аэрофлота» до недавнего времени разрешалось курить. Если несколько лет назад перед молодым человеком еще стоял выбор: курить или не курить, то сейчас его решение касается только того, какой марке табака отдать предпочтение. На телеэкране курят все и везде, билборды подают курение как часть современной динамичной жизни, как неотъемлемую часть нынешнего бытия. На одном рекламном щите барышня читает книгу, которая называется «Мои победы», а рекламный слоган сигарет гордо заявляет: «А у меня свои!» Табак одерживает победы над здравым смыслом, над волей и здоровьем людей. И победы серьезные.
             У меня нет задачи пугать вас рассказами об отравленных легких, о том, что курящий человек – потенциально раковый больной, вы все и так это знаете. Мне хотелось бы показать вам некоторые цифры. Если считать, что население среднего областного города составляет около 1 000 000 человек, и предположить, что табак употребляет каждый десятый, то количество курящих людей составит 100 000. В среднем пачка сигарет стоит 12 рублей. Среднему курильщику необходима одна пачка в день. То есть оборот табачной индустрии в день в одном областном городе составляет 1 200 000 рублей. В день. Округлим эту сумму до миллиона. Миллион рублей в день – неплохие деньги. Это серьезный бизнес.
             Вы знаете, что отличает серьезный бизнес от несерьезного? Серьезный бизнес всегда думает о перспективе. Он старается охватить как можно большее количество людей. Серьезный бизнес заинтересован в том, чтобы его продукция как можно больше пользовалась спросом. Для этого есть несколько путей: активная рекламная политика и изменение качественных характеристик продукта. С агрессивной табачной рекламой вы сталкиваетесь каждый день: на улицах прохожих одолевают особым образом одетые девушки с предложением попробовать какую-то марку табака или поменять полупустую пачку на полную опять же какой-то марки. Засилье табачной рекламы привело к равнодушию в обществе к курящим детям. Как-то раз я увидел школьников, которые отошли за угол, один достал сигарету и закурил. Второй смотрел на него с любопытством и интересом. По виду – второклассники или чуть старше. Я подошел к ним и сказал: «Выброси сигарету». Он выбросил. Я ему говорю: «Я понимаю, что у тебя есть еще, я не собираюсь у тебя их забирать, просто не кури, это плохо, от тебя вонять будет, как от козла». А он мне говорит: «Дяденька, я такого, как вы, первый раз вижу, всем все равно, что я делаю». Этот ребенок – жертва рекламы, еще одна победа табака.
             Вернемся к продаже табака как к бизнесу. Любой производитель заинтересован в увеличении объема продаж, иначе он уже не бизнесмен. Каким образом табак может продаваться более успешно? Если у потребителя будет сформирована потребность в табаке. Чем выше потребность, тем выше покупательская активность. Потребность у курильщика в табаке проявляется не просто на эмоциональном уровне, у него от табака физическая зависимость. Любой курильщик рад бы бросить, да не так просто отвязаться. Табак – это наркотик, вызывающий сильное привыкание. Признание именно этого факта привело к тому, что в США и ряде европейских стран на законодательном уровне запрещена реклама табака, производителей сигарет связывают все более и более жесткими рамками. Жесткий запрет на курение в общественных местах, к которым причислены и улицы, приводит к уменьшению числа курильщиков и, естественно, к потери оборота и прибыли у табачных компаний. Проиграв несколько скандальных судебных процессов в США, производители табака обратили свой взор на страны с более хлипкой законодательной базой в этом вопросе. Китай, Россия, страны третьего мира подверглись просто массированной атаке табакопроизводителей. Сотрудник миграционной службы Линетт Эскобар, работающая с русскоязычным населением в Калифорнии, отмечает очень низкое состояние здоровья у людей, прибывающих из России, и связывает это только с курением. Впечатления коллег Линнет, побывавших в России, сводится к тому, что табачная реклама в России распространена настолько, что затмевает национальные ценности страны. Но не только американские и европейские компании работают на подсадке страны на траву, наши местные табакодельцы тоже дают прокашляться. Просто у их западных коллег опыт побольше.
             Табачные компании достаточно цинично «заботятся» о здоровье нации. Выступают спонсорами различных спортивных состязаний, перечисляют средства в благотворительные фонды и т.д. Табачная фирма, перечисляющая деньги на приобретение какого-то аппарата для онкологического диспансера, напоминает мне Дзержинского, посещающего детский дом, где содержатся дети, чьих отцов он расстрелял. Все разговоры об уменьшении количества рекламы они пытаются сводить к тому, что, мол, тогда уменьшиться оборот рекламных агентств, сократится количество рабочих мест и налоговые отчисления, что в итоге неблагоприятно скажется на зарплате бюджетников – врачей и учителей. Но это не так.
             Питер Уко из Национального Совета против курения Южно-Африканской Республики рассказал об опыте запрета рекламы табака и табачного спонсорства в этой стране. Ни одно рекламное агентство не закрылось после введения запрета. Они все протестовали против этого, но все они ошибались. Ни одна газета не закрылась после запрета рекламы табака. Теперь редакторы вольны делать и говорить то, что хотят, не боясь давления со стороны табачных компаний, угрожающих забрать свои рекламные заказы. Агентства наружной щитовой рекламы стали зарабатывать больше денег, поскольку могли предложить более приемлемые цены, чем те, которые готовы были платить табачные компании. Освободившееся место было с готовностью занято рекламой других товаров, которые не могли прежде рекламироваться из-за засилья табачной рекламы. Спортивные команды и другие виды деятельности нашли себе других спонсоров и продолжают процветать. Распространенность курения снизилась, особенно среди молодежи. Деньги, которые люди сохраняют, благодаря тому, что не курят, расходуются в других секторах экономики, что ведет к развитию производства и созданию рабочих мест.
             Но здравые решения власти способны принимать и в нашей стране. В Тюменской области реклама алкоголя, табака поставлена в такие условия, что ее размещение на щите будет стоить дороже, чем в Москве на Садовом кольце. Ни одно из 2630 предприятий, предлагающих в этом регионе свои услуги, не размещает рекламу табака или алкоголя. Но при этом городской бюджет не страдает от отсутствия доходов на рекламу.
             Любые действия, предпринятые властью, будут находить своих сторонников и своих противников. Если во времена Петра бояре противились введению некоторых его реформ, то это грозило им не только лишением бороды. Вместе с бородой можно было и голову потерять. Сейчас у руководства на местах гораздо больше власти в отношении того, каким будет их город, и чем их бороды будут пахнуть.


    Назад Распечатать На начало страницы Послать ссылку другу Вперед